Вы здесь

На восьми холмах

История старинного города Торжка, участвующего в госпрограмме переселения соотечественников в Россию, начинается задолго до возникновения Москвы. За свою многовековую историю он пережил несколько разорений и возрождений, стал третьим в стране по количеству найденных на его территории берестяных грамот и прославился в России и за рубежом своим уникальным золотошвейным промыслом.

Издавна стоит древний город на восьми холмах Торжсковской гряды, что на реке Тверце. В летописях он впервые упоминается в 1139 году, раньше даты основания Москвы, а само поселение существовало и до этого. Исследователи относят возникновение Торжка к рубежу X–XI веков. Основан город новгородскими купцами на пересечении сухопутных и водных маршрутов, что способствовало его быстрому развитию как торгового центра. Отсюда и название – Торг, Новый Торг, Торжец, Торжок.

Торжок выполнял и важную оборонительную функцию как форпост на юго-восточной границе владений Великого Новгорода. Из-за своего ключевого положения город неоднократно подвергался нападениям. В период с XII по XVII века набеги на него случались не менее двадцати раз. Трижды недруги разрушали Торжок до основания, но он возрождался вновь.

В древнем Торжке был свой кремль, состоявший из земляного вала, деревянных стен и одиннадцати башен. Вокруг него располагались ремесленные посады. Город разделялся на шестнадцать кварталов, имел шесть площадей и столько же улиц. По свидетельству голландца Стрейса, посетившего Торжок в конце XVII века, город был «весьма населен и красив». Однако с началом строительства железных дорог и падением связующего значения судоходных рек в XIX веке экономическая роль Торжка стала ослабевать, и к началу прошлого столетия он превратился в тихий купеческий городок.

Музей под открытым небом

Многие улицы, архитектурные комплексы самого Торжка и его окрестностей – бесценные исторические экспонаты. В старой части города, на месте детинца, сохранились укрепленные земляные валы. На окраине города находится древнейшая в Торжке Вознесенская церковь. В писцовых книгах отмечено, что она существовала уже в 1625 году. Это одно из древнейших зданий не только города, но и области и редчайший памятник древнерусского деревянного зодчества.

Борисоглебский собор, первый в городе каменный храм, был возведен практически одновременно с Киево-Печерской лаврой. История его связана с именами князей Бориса и Глеба, убитых их сводным братом Святополком. По древней легенде, служил Борису боярин Ефрем, а младший брат его Георгий был княжьим дружинником. Говорят, именно Георгий заслонил собой Бориса от братоубийцы, и тот пронзил обоих своим копьем. Потрясенный злодейством, Ефрем принял иночество (впоследствии он прославился как святой чудотворец Ефрем Новоторжский) и увековечил князей-мучеников постройкой храма.

Впоследствии вокруг собора разросся одноименный монастырь – главное достояние и украшение города. Со стен обители открывается удивительно красивая панорама Торжка. Здесь же находится многоярусная Надвратная церковь, главный «звон» города, с которого начинается колокольная перекличка десятков храмов. Всего же здесь сохранились около двадцати древних церквей, которые во многом определяют старинный облик Торжка.

Многие памятники русского зодчества в окрестностях Торжка связаны с именем архитектора Николая Александровича Львова, например, церковь-мавзолей села Никольского, задуманная как место погребения и увековечения памяти рода Львовых, и церковь и колокольня села Арпачево. А в деревне Василёво располагается усадьба дворян Львовых, на территории которой действует музей деревянного зодчества под открытым небом.

Николай Александрович был удивительным изобретателем и рационализатором. Он нашел месторождение каменного угля в окрестностях Торжка и выдвинул идею использовать уголь и торф для отопления жилищ. Львов придумал новый кровельный материал – «каменный картон» – предшественник шифера и рубероида, первым начал строить землебитные дома, а это уже прообраз бетонного домостроения! Ему же принадлежит идея калорифера и духовки.

У Пожарского в Торжке жареных котлет отведай

Побывали в торжокских местах видные художники и литераторы. Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» увековечил город в главе «Торжок». Быт и нравы горожан нашли отражение в пьесе Островского «Гроза». Граф Лев Толстой приезжал в Торжок, чтобы познакомиться с В. К. Сютаевым, религиозное учение которого интересовало писателя. Бывали здесь Белинский, Гоголь, Салтыков-Щедрин…

Неоднократно приезжал в Торжок и Александр Сергеевич Пушкин. Впервые – в двенадцатилетнем возрасте, по дороге в Царское Село, куда будущий поэт направлялся на вступительные экзамены в лицей. Пятнадцать лет спустя приезд писателя в город совпал с выставкой работ торжокских вышивальщиц, на которой Александр Сергеевич приобрел расшитый пояс в подарок княгине Вяземской.

Выставка эта проходила в знаменитой гостинице, принадлежавшей ямщику Пожарскому, о которой поэт написал своему другу Соболевскому следующие строки:

…На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке.
Жареных котлет отведай
И отправься налегке.

В этой гостинице останавливались первые лица империи: представители царского дома и высшие придворные чины. По городской легенде, свояченица основателя гостиницы славилась как искусная повариха. Ее коронным блюдом были вкуснейшие котлеты, получившие название пожарских и быстро завоевавших любовь гурманов по всей России и даже за границей.

С именем Екатерины II связано возникновение городского герба. Проезжая через Торжок, императрица отметила в нем большое количество голубей и повелела поместить их на уездный герб. На лазоревом щите расположились три золотых и три серебряных голубя с червлеными глазами и лентами.

Привези мне из Торжка два сафьяновых сапожка

С давних времен в Торжке развивались разные виды ремесел: гончарное, плотницкое, кузнецкое. Но наибольшую славу городу принесли сафьяновое дело и золотошвейный промысел, первое из которых стало предшественником кожевенного производства, а второе существует и в настоящее время.

Производство сафьяна возникло на Руси очень давно, а широкое распространение получило к XVII веку. Торжок играл ведущую роль как в изготовлении самого сафьяна, так и в заготовке сырья для него. В XVII столетии по указу Алексея Михайловича на территории города был учрежден Государев сафьяновый двор (склад), на котором хранились закупленные кожи. Заготовка их доверялась только знатным людям, которые приносили присягу о честном выполнении порученного им дела.

Ученые предполагают, что в древности в Торжке имели хождение даже кожаные… деньги! Во второй половине XIX века на территории Торжокского кремля археологи обнаружили мешок, наполненный большим количеством кожаных лоскутков с разнообразными вышивками золотом. Предполагается, что такие искусно расшитые кусочки кожи служили разменной монетой в IX–XI веках.

Впоследствии канителью – тончайшей золотой и серебряной нитью – стали расшивать сафьяновые сапоги и другие изделия из кожи, бархата, парчи, сукна. Под изукрашенными золотом стягами шли в бой русские дружины, богатое шитье покрывало облачение священнослужителей. Драгоценная вышивка украшала праздничную одежду бояр и зажиточных крестьян: сарафаны, головные уборы, пояса, платки. Расшитый золотом парчовый сарафан называли золотником. Мастерицы из Торжка расшивали даже шубы и шапки! В Торжок приезжали семьи девушек на выданье, чтобы заготовить знатное приданое для дочерей.

К приезду Екатерины II местные умелицы сшили для нее платье из голубого атласа, расшитого золотыми лилиями. Императрице так понравился подарок, что она увезла мастерицу, создавшую такую красоту, с собой в Петербург. А вскоре отправила девушек из столицы обучаться драгоценному промыслу.

Для торжокского шитья характерен растительный орнамент. Основной мотив – ветка розы с цветками, бутонами и листьями, который дополнялся завитками, усиками, блестками, смягчавшими переход от рельефного орнамента к фону. На рубеже XIX–XX столетий искусство торжокский швей было отмечено высшими наградами международных выставок в Париже, Лондоне, Турине.

В советские годы Торжокская золотошвейная артель выпускала преимущественно знаки отличия для Советской Армии и эмблемы. Новые реалии привнесли изменения и в традиционный орнамент: в нем стала появляться советская символика – пятиконечные звезды, серп и молот. Знаменательным событием для города стал заказ на изготовление расшитых канителью костюмов для фильмов «Анна Каренина» и «Война и мир». В настоящее время в старинный промысел продолжает развиваться – в городе функционируют золотошвейная фабрика, школа художественной вышивки и музей золотого шитья.

Есть в Торжке музей А. С. Пушкина, основанный в память о многочисленных посещениях поэтом города, и Музей кукол, в котором представлены панно, картины, фигурки из дерева по мотивам народных сказок. Но главную роль играет Всероссийский историко-этнографический музей (ВИЭМ). Усилиями его специалистов в городе периодически ведутся археологические изыскания, благодаря которым ученые получают новые знания о быте старинного города. Например, во время раскопок усадьбы новоторжского купца, жившего в XII–XIII веках на берегу Тверцы, напротив кремля, были найдены обломки восточной керамики и причерноморских амфор, янтарные и хрустальные бусы.

Выдающимся событием стала находка четырех берестяных грамот в заречной части города, что свидетельствует о значительных размерах средневекового Торжка. Всего же на территории города обнаружено девятнадцать берестяных грамот – большее количество найдено только в Великом Новгороде и Старой Руссе.

Помимо научно-просветительской и археологической функций, ВИЭМ взял на себя и реставрационные работы: на счету его специалистов уже несколько отреставрированных зданий. Работы по возрождению архитектурных памятников ведутся и сегодня, а значит древняя и богатая история Торжка продолжается.

Материал подготовлен для журнала «Русский век».

Жанр работы: 

Яндекс.Метрика