Вы здесь

Город гончаров

История города Богородска неразрывно связана с образом Божией Матери, одним из самых почитаемых в православии. Ее иконы, хранящиеся на богородской земле, не раз признавались чудотворными. Может быть, благодаря особому покровительству небольшой районный центр в Нижегородской области за пять веков существования не только не утратил своей самобытности, оригинальных промыслов и архитектурных красот, но и приумножил их.

Легенда об основании Богородска рассказывает: ехал купец с знаменитой и раздольной Нижегородской ярмарки да сбился с дороги. Испугался он диких зверей и разбойников, которые могли встретиться в этих местах, слез с коня и начал молиться пресвятой Богородице о спасении. Вдруг показалось ему, что из кустов кто-то смотрит. Подошел купец поближе и увидел за листвой икону Рождества Богородицы. Взял он новоявленную икону, сел на коня, и тот сам нашел дорогу сквозь лесную чащу. Привела его тропинка к поселку у озера. Дал купец слово, что поставит на берегу церковь в честь своего спасения. В нее и поместили чудесную икону.

Через некоторое время в храме случился пожар. Церковь выгорела дотла, но изображение Богородицы осталось невредимым. В народе пошла молва, что икона эта чудотворная. Для нее решено было возвести новый, белокаменный, храм. Икона свято почиталась жителями села, и в ее честь 8 (21) сентября устраивали большой праздник. В это же время проходила большая ярмарка, называвшаяся Богородичной. Крестьяне из дальних мест, собираясь на торг, так и говорили: «Поедем к Богородице». Со временем прежнее название поселения забылось, уступив место новому – Богородское.

Официальная история города содержит менее романтичные и более скупые сведения. Поселок, который изначально назывался Подолец (деревня располагалась на дне широкой долины) был основан в XVI веке ссыльными новгородцами. Переселенцы-горожане начали развивать здесь кожевенное и гончарное дело. После Смутного времени Богородское было пожаловано Козьме Минину как вотчинное село, а потом перешло во владение князей Шереметевых. Превращению Богородского в промышленный центр способствовало открытие в 1920 году железнодорожной ветки из Нижнего Новгорода. Саму станцию назвали Кожевенной, увековечив один из главных здешних промыслов. Три года спустя решением ВЦИК селу присвоили статус города.

Кобура для Штирлица

Благодаря кожевенному промыслу Богородское приобрело всероссийскую известность уже в конце XVIII века. В то время здесь насчитывалось 120 кожевен, а их продукция (шорно-хомутные изделия, а также рукавицы – объем их выпуска достигал миллиона пар в год) расходились по всей стране. В Богородское поставляли шкуры из Казахстана и Монголии. Работать мастерам приходилось с такими диковинными материалами, как шкуры верблюдов и даже слонов! До 30-х годов прошлого века здесь хранилась слоновья шкура, выделанная местными умельцами. С севера везли рыбьи кожи – их образцы до сих пор находятся в местном кожевенном техникуме.

Сегодня в Богородске работают несколько кожевенных предприятий. Фабрики заняты выделкой кож, производством искусственной кожи, выпуском обуви. Швейно-такелажный комбинат производит армейские ремни, полевые сумки, лучшую в России конную упряжь, кобуры для оружия, фуражки. Работники фабрики с гордостью вспоминают, что когда-то комбинат снабжал свой продукцией самого Штирлица и всех вождей Третьего рейха. Съемочная группа знаменитого фильма «Семнадцать мгновений весны» специально заказывала здесь портупеи для германских военных чинов – в точности по оригинальным фотографиям.

«Огненный» промысел

В окрестностях Богородска много красной глины. Она пригодилась местным мастерам, развивавшим гончарный промысел. Богородские горшки, плошки, кринки, рукомойники, керамические самовары когда-то были известны большей части России. В начале XX века в Богородском с населением 9 тысяч жителей насчитывалось 150 мастеров-горшечников. Однако со временем промысел начал угасать, и к середине 80-х годов прошлого столетия в Богородске трудились всего два гончара. Для сохранения промысла местные активисты при поддержке городской администрации основали в 1994 году мастерскую «Горшеня». А в 2000-м здесь был открыт Центр развития гончарного искусства.

Мастера Центра занимаются возрождением технологии изготовления чернолощеной керамики, способа, при котором мастер обрабатывает поверхность изделия небольшим камешком-голышом. От такого воздействия на поверхности посуды появляется ряд линий, завершающиеся на «плечиках» изделия полукругами, или поясками. Обжиг в печи при сильно коптящем пламени дает равномерную аспидно-черную окраску, а узор, нанесенный лощилом, начинает отливать серебром. Один из способов обжига, технику «раку», российские мастера позаимствовали у японцев. (Иероглиф «раку» имеет несколько значений: стиль керамики, обозначение технологии, название средневековой гончарной печи и, наконец, понятие «радость».)

С начала нового тысячелетия в Богородске проводится Всероссийский фестиваль «Город гончаров». Ежегодно в последние выходные июня на родину промысла съезжаются мастера со всей России. Благодаря возрожденным традициям и возросшему вниманию туристов в 2004 году при Центре развития гончарного искусства был открыт Музей современной керамики. В экспозиции представлены около 600 работ восьмидесяти мастеров со всех уголков страны. Во время экскурсии по музею можно услышать рассказ о разных направлениях в развитии «огненного» промысла, самому посидеть за гончарным кругом и увидеть показательные обжиги «раку» и «обварка в мучной болтушке» (традиционный русский обжиг).

Родина Рублева

Богородская земля стала родиной многих выдающихся личностей, имена которых остались в истории страны. В селе Кудрёшки родился декабрист Михаил Бестужев-Рюмин, декабрист и основатель Высших женских курсов в Санкт-Петербурге, получивших его имя.

Астроном-самоучка и поэт-любитель Константин Каплин-Тезиков был крепостным у князей Шереметевых. Он перенял от отца ремесло рукавичника, но уже в 25 лет, после отмены крепостного права, с головой окунулся в науку. Богородский астроном стал известен среди российской интеллигенции, познакомился со многими писателями, в том числе с Львом Николаевичем Толстым, с которым он встречался в Москве. А научные труды Каплина-Тезикова прославили автора далеко за пределами России.

В Богородске, в семье журналиста, родился знаменитый актер Анатолий Солоницын, воплотивший на киноэкране образ легендарного иконописца Андрея Рублева, а также известный зрителям по фильмам «Солярис», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Остановите поезд». Дом, в котором актер провел первые годы жизни, не сохранился – мемориальная доска, посвященная Солоницыну, украшает фасад краеведческого музея.

Тем, чье детство пришлось на 50-60-е годы прошлого века, наверняка помнят богородскую сказочницу Александру Маркову. Александре Петровне было далеко за сорок, когда она впервые в своей жизни начала учиться. Окончив годичные курсы, стала работать воспитателем в детском саду. В работе с детьми проявился ее дар представлять сказку артистично, в лицах. В середине XX века ее сборник «Сказки бабушки Марковой» выдержал несколько изданий.

Нижегородский Версаль

Центр Богородска до настоящего времени сохранил черты промышленно-торгового села XIX века. Особенно это видно на центральной Красной площади, где расположены купеческие особняки и торговые лавки. Здание Богородского хлебозавода – бывшая Успенская церковь. Ее подвалы были оборудованы особой системой кондиционирования, которая как нельзя лучше подошла для хранения муки. Здесь же располагается подземный источник с мягкой водой – благодаря ей богородский хлеб славится до сих пор. В городе сохранился барский парк и пруд, на берегу которого – гора: князь Сергей Шереметев потребовал насыпать ее, чтобы обозревать окрестности с высокой точки.

Богородскую округу называли раньше нижегородским Версалем. Кроме вотчины самих Шереметевых, здесь располагалась усадьба помещиков Рукавишниковых. Обе они к настоящему времени пришли в запустение и разрушились. А старинный усадебный парк Бестужевых-Рюминых в селе Кудрёшки с прудами, живописным островком и липовой аллеей можно увидеть и сейчас.

По пути из Нижнего Новгорода в Богородск на высоком берегу Оки в живописной ложбине находится старинная деревня Сартаково. Основана она была вокруг единственного в окрестностях колодца. Вода в нем славилась чистотой и целебными свойствами. В 2003 году заброшенный источник благоустроили и возвели близ него часовню. Год спустя рядом с ней заложили храм в честь святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

На востоке Богородского района, в селе Оранки, находится мужской монастырь XVII века, знаменитый своей чудотворной иконой Божией Матери. После революции Оранский Богородицкий монастырь был разорен, настоятель расстрелян, а святая икона изъята и передана в Нижегородский историко-архитектурный музей, где она находится и поныне. В 1993 году обитель вернули Русской православной церкви, в ней почитается копия чудотворной иконы.

Вступив в новый век, Богородск не утратил своего самобытного лица. С каждым годом он хорошеет и развивается. Как знак возвращения к истокам здесь появились новые церкви – Покрова Богородицы и Свято-Троицкая. В 2010 году был утвержден план строительства православной часовни и фонтана в центре Богородска. А значит, город по-прежнему будет радовать своих жителей и гостей.

Материал подготовлен для журнала «Русский век».

Жанр работы: 

Яндекс.Метрика