Вы здесь

Тот самый русский Петя

Легендарный шансонье Петр Лещенко в 30–40-е годы ХХ века покорил всю Европу. Поклонники называли его «русским Петей» за проникновенное исполнение русских романсов. По злой иронии судьбы певец, так преданный родному языку и культуре, против своей воли стал эмигрантом, и в Советском Союзе его творчество оказалось под запретом. Несмотря на это, там Лещенко знали и любили: контрабандные пластинки с его голосом продавались из-под полы за огромные деньги. После перестройки творчество Петра Константиновича с новой силой вызвало к себе интерес. И теперь – уже без всяких оговорок – его имя стоит в ряду лучших в своем жанре.

«Я сын Матрены Алексеевны, отец бог ведает кто был такой»

Петр Лещенко родился в Херсонской губернии 3 июля 1898 года. Артистизм и прекрасный голос певец получил в наследство от матери. Простая неграмотная женщина работала прачкой в богатых домах, в одиночку воспитывала сына и скрашивала трудные будни проникновенным исполнением украинских народных песен.

Маленький Петя был очень музыкален, отлично танцевал и любил выступать перед публикой. С помощью своих талантов Петя Лещенко старался в меру сил помочь матери – устраивал импровизированные танцевальные концерты на свадьбах и праздниках. За это он получал в награду то котелок каши, то фрукты или сладости, которыми делился с родными. В восемь лет мальчик поступил в церковный хор, пел в кафедральном соборе. Став старше, подрабатывал столяром, мойщиком посуды в ресторане, выступал с песенно-танцевальным репертуаром в кафе.

С началом Первой мировой войны Петр Лещенко пошел на фронт, где получил тяжелое ранение. Революция застала его в кишиневском госпитале. В это время Румыния оккупировала Бессарабию и объявила ее своей территорией. Так сам артист и вся его семья (к тому времени мать давно жила в Кишиневе, вышла замуж и родила двух дочерей) оказались в невольной эмиграции. После лечения он вступил в ряды добровольческой армии и около двух лет участвовал в Гражданской войне на стороне белых.

«Ведь мы любили, и для нас весна цвела»

После войны Лещенко выступал с танцевальным репертуаром в Румынии и Молдавии, а вскоре в поисках славы и признания перебрался в Париж. Здесь он познакомился с танцовщицей Жени Закитт. Девушка обладала блестящими хореографическими данными и очаровала его своим талантом. Вскоре они образовали танцевальную, а затем и семейную пару. Выступления дуэта состояли из различных народных танцев. Особенно нравилась зрителям зажигательная черкесская лезгинка с кинжалами. Новая программа покорила не только Париж. Артисты посетили с гастролями страны многие страны Ближнего Востока: Египет, Палестину, Персию, Турцию...

Два года спустя Лещенко и Закитт переехали на родину Жени – в Латвию. В 1930-е годы Ригу называли прибалтийским Парижем. Культурная жизнь латвийской столицы кипела, и немалую роль в этом сыграла русскоязычная колония. Сперва Лещенко с супругой продолжали выступать с танцами, а сам Петр брался за гитару и пел только в перерывах между номерами, когда Жени нужно было передохнуть и переодеться. Публика благосклонно принимала Лещенко-певца, и артист это чувствовал. Возможно, расположение слушателей ускорило обращение Петра Константиновича к сольной певческой карьере. Кроме того, перемене жанра способствовала беременность Жени, которая не могла выступать с танцами.

Уже тогда Петр Константинович начал задумываться о возвращении на родину, в Россию. Однако Жени была категорически против, и переезд пришлось отложить.

«И льется песня привольно, звонко»

Певческая карьера артиста развивалась стремительно. Лещенко записывался на крупнейших фирмах Германии, Румынии, Латвии. За небольшой промежуток времени Петр Константинович напел более шестидесяти пластинок.

В это же время певец знакомится со знаменитым эстрадным композитором Оскаром Борисовичем Строком. Благодаря творческому тандему со Строком в репертуаре Петра Лещенко появились полюбившиеся слушателями танго «Скажите, почему», «Голубые глаза», «Мое последнее танго». Влиятельные английские поклонники устроили Лещенко гастрольный тур на туманный Альбион. Сольное выступление певца в Лондоне стало сенсацией, и Лещенко пригласили на английское радио.

Скопив на концертах и граммофонных записях немалое состояние, Лещенко с женой и сыном вернулся в Бухарест. Здесь проявился еще один его талант – в бизнесе. На главной улице Бухареста он открыл роскошный ресторан «Лещенко». Это было настоящее семейное предприятие: Петр осуществлял общее руководство делом и исполнял романсы, цыганские песни и фокстроты, «Трио Лещенко» (супруга певца и его сводные сестры) танцевали, а мать и отчим заведовали гардеробом. Среди артистов, которые выступали в знаменитом «русском» ресторане, была и юная Алла Баянова.

В заботах о ресторане Лещенко не забывал о гастролях. Особенно он любил ездить с концертами в Молдавию, которая, по признанию артиста, ассоциировалась для него с Россией – о возвращении туда Петр Константинович не переставал мечтать. Однако Вторая мировая заставила певца изменить планы.

«Я тоскую по русским полям, эту грусть не унять ни на миг»

Румыния вместе с Германией вступила в войну против СССР. Петру Лещенко начали приходить повестки о призыве на военную службу, которые он неизменно игнорировал. Вместо передовой артист отправился с концертами в оккупированную немцами Одессу.

На одном из своих выступлений в городе у моря он познакомился с юной певицей, девятнадцатилетней студенткой консерватории Верой Белоусовой. Красота и талант девушки заставили сорокапятилетнего Лещенко вновь влюбиться. Роман развивался стремительно: Петр Константинович сделал Вере предложение и занялся разводом с Жени.

Германская пропаганда использовала известность Лещенко в своих интересах. По немецкому радио не раз транслировались его концерты, чтобы привлечь внимание слушателей к фашистским лозунгам. Не отставала и пресса, регулярно дававшая ложные сообщения о выступлениях артиста в рамках немецкой агитации. Все эти, хоть и надуманные, факты не могли не опорочить исполнителя в глазах советских «органов». В Союзе певца именовали «чубчиком у немецкого микрофона», а Леонид Утесов даже исполнил пародийную песню «Журавли», явно намекавшую на творчество Лещенко.

Тем временем Петр Константинович увез Веру Белоусову в Бухарест, где они поженились. Вскоре в Румынию вошли советские войска. Новая власть относилась к Лещенко крайне настороженно. Перед концертами, которые певец организовывал для советских солдат, со зрителями проводились беседы о том, что артист запятнал себя сотрудничеством с белогвардейцами и фашистами. Однако поклонники устраивали артисту овации. Обаяние и талант Петра Константиновича, красота его жены, репертуар из советских, довоенных, патриотических песен способствовали успеху концертов. А покровительство маршала Жукова, казалось, окончательно растопило лед.

«Прощай, мой табор, пою в последний раз»

Артист решил вновь попытать счастья в осуществлении давней мечты о возвращении на родину. Он обратился к властям с просьбой о получении советского гражданства для себя и своей жены, которая к тому времени уже была подданной Румынии. Формально разрешение это он получил, однако с оговоркой: возвращаться в Россию им с супругой придется порознь, более того, Вера Лещенко по статье «измена родине» должна была провести немалый срок в лагерях. Конечно, он категорически отказался!

В марте 1951 года во время концерта Петр Лещенко был арестован. Видимо, советские власти не могли простить ему пренебрежения к своей «милости». Вера Лещенко лишь раз повидалась с мужем в тюрьме – больше они не встретились никогда. Через год последовал и ее арест. Певицу приговорили к 25 годам лагерей, но в 1953-м амнистировали. Много позже ей удалось раздобыть скупые сведения: Петр Лещенко умер в румынской тюрьме города Тыргу-Окна 16 июля 1954 году от открывшейся язвы желудка. Но все материалы по делу певца до сих пор закрыты, а место его захоронения неизвестно.

«Еще не время плакать надо мной!»

В годы перестройки голос Петра Лещенко снова стал появляться в российском радиоэфире, начали выходить телепередачи и статьи о нем. Тогда же фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поет Петр Лещенко», которую признали сенсацией – за две-три недели он вышел на первое место среди дисков-гигантов, опередив такие группы, как «Аквариум», Rolling Stones, «Браво» и «Алиса». Впервые на родине певца его официально признали лучшим.

Глубокий бархатистый баритон звучит с чуть шипящей виниловой пластинки… Так слушали романсы в исполнении Петра Лещенко больше полувека назад, так продолжают слушать его сегодня. Значит, этот певец с русской душой не зря всю жизнь стремился в Россию, на свою родину. Любовь и признание тысяч слушателей стали Петру Константиновичу Лещенко наградой за его блестящую и трагическую судьбу.

Материал подготовлен для журнала «Русский век».

Жанр работы: 

Яндекс.Метрика